Вниманию заказчиков! Изменение законодательства

Уважаемые заказчики!

В связи с существенными изменениями законодательства о контрактной системе с 01.01.2023 просим Вас при осуществлении закупочной деятельности учитывать следующую информацию:

1. Правительством Российской Федерации установлены особенности описания отдельных видов объектов закупок(ч.5 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224)

При описании объекта закупки необходимо указывать долю вторичного сырья, использованного при производстве следующих товаров:

— изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения — туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения;

— твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства — покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения;

— мягкие покрытия — резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы;

— контейнеры и урны для мусора;

— удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.

2. Требование к должностным лицам заказчика об отсутствии конфликта интересов применяется в новой редакции(п.9 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества

Данное изменение учтено в обновленной форме «Приложение к извещению», размещенной в Муниципальной информационной системе «Муниципальные закупки города Рязани» в разделе «Документы» (Типовые формы документов).

3. Скорректирован порядок применения антидемпинговых мер (ч.5 ст.37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)

При невыполнении участником закупки, признанным победителем конкурса или аукциона, требования о предоставлении информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, или признании заказчиком информации недостоверной, контракт с таким участником не заключается и он признается в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ уклонившимся от заключения контракта.

4. Скорректированы требования к содержанию независимой гарантии для обеспечения заявки участника закупки (п.1 ч.2 ст.44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)

Гарантия должна предусматривать выплату средств заказчику не только при наступлении обстоятельств, перечисленных в ч. 15 ст.44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а во всех случаях, установленных ст. 44.

5. Электронный конкурс можно проводить на право заключить контракт (ч.8 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)

При этом подача участником закупки в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги ниже нуля, означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта.

6. В случае проведения процедуры аукциона на право заключения контракта отменено положение о невозможности подачи ценового предложения, размер которого превышает сто миллионов рублей (утратил силу п.п «г» п.9 ч.3 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

7. Заказчикам предоставлено право осуществлять закупку услуг по обращению с отходами I и II классов опасности у единственного поставщика (п.8 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)

8. Внесены изменения в порядок проведения закупок малого объема в электронной форме (ч.12,13 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

— обеспечена доступность информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех электронных площадках, посредством информационного взаимодействия с единой информационной;

— при наличии единственной отобранной заявки ей присваивают первый порядковый номер, а с подавшим ее участником заключают контракт.

9. Постановлением Правительства РФ от 20.12.2022 № 2359 внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ, в том числе по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

      — скорректированы положения постановления Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186 в части установления с 01.01.2023 возможности изменения существенных условий контрактов, заключенных на срок не менее 1 года, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр, в случае возникновения при исполнении таких контрактов независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, и если размер цены контракта равен или превышает 100 млн. руб. (за исключением контрактов, заключенных до 31.12.2022 в отношении которых такой предельный размер составляет 1 млн.руб.);

      — внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 в части особенностей формирования отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО заказчиками из числа федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений или унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций в соответствии с частью 71 статьи 112 Закона № 44-ФЗ;

      — дополнены случаи осуществления закупок, установленные постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, по которым информация и документы из реестра контрактов не размещаются на официальном сайте ЕИС;

      — внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления».

10. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 № 2438 установлен порядок перечисления в 2023 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях.

Документом закреплено, что перечисление средств осуществляется при представлении заказчиком в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, определенных порядком санкционирования, а также при наличии сформированного подрядчиком (исполнителем) реестра документов, подтверждающих затраты по заключенному контракту (договору), по форме согласно приложению к постановлению.

11. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.08.2022 № 648/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства с применением федеральных единичных расценок и их отдельных составляющих.

Методика устанавливает порядок определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с применением федеральных единичных расценок и отдельных составляющих базисно-индексным методом.

12. Приказом Минфина России от 11.11.2022 № 170н внесены изменения в Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, из приказа исключены положения, касающиеся Луганской и Донецкой Народных Республик.

13. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2022 № 2461 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Документом установлено, что подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным Постановлением № 1236, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.

Кроме того, внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением РФ, утвержденные Постановлением № 1236.

14. Федеральным законом от 19.12.2022 № 519-ФЗ внесены изменения в часть 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.  Так, на 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключенных на срок менее одного года. Ранее такая возможность была предоставлена до конца 2022 года.

15. Постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 № 14 внесены дополнения в постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия».

Так, при возникновении в ходе исполнения таких контрактов независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, допускаются изменения существенных условий в случае изменения условий о порядке перечисления средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) в кредитных организациях.