Уважаемые заказчики!

Доводим до Вашего сведения разъяснения и изменения законодательства в сфере закупок.

  1. Разъяснение положений постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В информационном письме от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 Минфин России сообщило, на каких заказчиков распространяются запрет, ограничение, преимущество (далее – меры), перечислило способы закупок, при которых их устанавливают. Также оно рассказало об особенностях описания объекта или предмета закупки, обоснования НМЦК, в частности:

  1. Способы закупок, при которых заказчики устанавливают меры.

 Запрет устанавливают при всех способах закупки по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика.

Ограничение и преимущество применяют:

при конкурентных и электронных малых закупках по Закону № 44-ФЗ;

при конкурентных закупках и неконкурентных закупках (если положение о закупке предусматривает подачу заявок несколькими участниками) по Закону № 223-ФЗ.

  • Описание объекта или предмета закупки.

Наименование объекта или предмета закупки необязательно должно дословно совпадать с тем, что указано в перечнях с мерами.

При описании объекта закупки, для которого установлены меры, заказчики указывают характеристики товара российского происхождения независимо от того, применяли меры в закупке или нет.

Параметры российского товара не приводят, если производства товара в РФ нет или оно прекратилось. По мнению ведомства, в этом случае заказчику в описании объекта закупки следует декларировать невозможность привести характеристики отечественного товара по указанной причине.

  • Обоснование НМЦК

При расчете, в частности, НМЦК на закупку товаров из перечня № 1 и № 2 методом анализа рынка заказчики применяют особенности, кроме ряда случаев.

Так, при определении идентичности и однородности товаров учитывают только продукцию из ЕАЭС. Если производства как идентичных, так и однородных товаров в ЕАЭС нет или оно прекратилось, заказчикам нужно:

включить в обоснование цены аргументацию невозможности применить метод анализа рынка с учетом особенностей;

использовать иной метод. По мнению ведомства, определить цену в этом случае следует также методом анализа рынка, но с учетом товаров из иностранных государств, помимо стран ЕАЭС.

Также ведомство отметило, что при применении особенностей определения цен не исключена вероятность возникновения ситуации, при которой заказчиком не получена информация о цене товара по запросу у субъектов деятельности в сфере промышленности, и (или) у поставщиков, которые осуществляют поставку происходящих из государств – членов ЕАЭС товаров, идентичных товарам, планируемым к закупкам (при их отсутствии – однородных товаров), и информация о которых содержится на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в реестре контрактов, заключенных заказчиками. В этом случае заказчик применяет метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с положениями ст.22 Закона № 44-ФЗ без учета такой информации и использует иную предусмотренную частью 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ информацию о ценах.

  • Указание доли вторсырья при описании товара по Закону № 44-ФЗ: разъяснения Минприроды.

  Минприроды России в письме от 23.12.2024 № 25-29/52546 пояснило, что распоряжение № 2094-р, которым утверждены перечни видов товаров, работ и услуг с минимальной долей вторсырья, не применяется при закупках. Документ издан для получения товаропроизводителями мер господдержки. Долю вторсырья для товаров, к которым предъявляются экологические требования при закупках, позже установит Минпромторг.

  • Изменение типовых условий контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок.

Постановлением Правительства РФ от 29.01.2025 № 67 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. № 1445» внесены изменения в типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок.

В частности, теперь заказчик вправе осуществить закупку таких работ с неопределенным объемом.

В случае проведения такой закупки с твердой ценой, объем выполняемых работ устанавливается:

— в километрах пробега транспортных средств;

— в часах работы транспортных средств;

— в километрах пробега и часах работы транспортных средств.

Также исключена формула расчета цены единицы работ, выполняемых транспортными средствами.