1. Утвержден порядок выдачи разрешения на закупку промышленного товара из иностранного государства
Минпромторгом России утвержден приказ от 09.01.2025 № 7 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства товара, являющегося промышленной продукцией, предусмотренного подпунктом «а» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Разрешение на закупку иностранного товара выдается в отношении товаров, являющихся промышленной продукцией и происходящих из иностранных государств, предусмотренных пп. «а» п. 5 Постановления № 1875 (отсутствие на территории РФ производства товара, подпадающего под действие запрета). Обращение о выдаче такого разрешения направляется в Минпромторг России с использованием ГИСП.
Приказом также установлены:
— требования к содержанию обращения;
— сроки для рассмотрения обращения министерством;
— отдельные положения для рассмотрения ведомством обращения на закупку иностранных транспортных средств.
Использовать разрешение можно в течение 18 месяцев со дня его выдачи только на 1 закупку. Приказ Минпромторга России № 7 вступил в силу 30.01.2025.
2. ФАС России утвержден порядок определения НМЦК при закупках топлива
ФАС России утвержден приказ от 22.11.2024 № 894/24, который устанавливает порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с ед. поставщиком, начальной цены единицы товара‚ работы‚ услуги (НЦЕ) при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.
Порядок предусматривает варианты расчета цены для поставки топлива:
— железнодорожным транспортом или по системе магистральных нефтепродуктопроводов;
— с мест хранения, производства и перевалки;
— через отгрузку в бак (емкость) автотранспорта с раздаточных колонок.
Так, НМЦК, НЦЕ и цена контракта с ед.поставщиком при поставках товара, осуществляемых на топливораздаточных колонках посредством отгрузки в бак (емкость) автомобильного транспорта, определяются как средняя потребительская цена товара в рублях за литр на соответствующий товар в регионе предполагаемой выборки на дату определения цены на основании статистических данных, предоставляемых ЦДУ ТЭК согласно договору о предоставлении услуг по подготовке и передаче информационных продуктов в области ТЭК и (или) распространяемых либо предоставляемых данных Федеральной службы государственной статистики, единой межведомственной информационно-статистической системы и других источников, распространяющих либо предоставляющих статистическую информацию.
Приказ вступит в силу 03.02.2025.
3. Изменение существенных условий строительных контрактов
В письме Минфина России от 27.11.2024 № 24-06-06/118779 установлено, что стороны строительного контракта вправе заключить несколько соглашений об изменении цены, если совокупный объем ее увеличения не превысит 30%. Речь идет о корректировке условий контрактов с предельными ценами при форс-мажоре по решению правительства, региона или муниципалитета.
Минфин также сообщил, что менять существенные условия контракта можно по каждому основанию Закона N 44-ФЗ, которое это допускает. При этом очередные изменения должны учитывать предыдущие правки и допустимые границы.
4. Разъяснения о необходимости направления информации о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП в случае отказа от исполнения контракта
ФАС России в своем письме от 09.01.2025 № 28/289/25 разъяснила порядок действий заказчика, в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что участник закупки перестал соответствовать установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию о соответствии таким требованиям.
Так, ведомство отметило, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направить соответствующее обращение о включении информации о контрагенте в РНП, если в ходе исполнения контракта установлено:
— участник закупки перестал соответствовать установленным требованиям статьи 31 Закона № 44-ФЗ (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (отсутствие в РНП));
— участник предоставил недостоверную информацию о соответствии указанным требованиям.
5. Разъяснения о порядке расчета размера пеней
В своем письме от 06.12.2024 № 24-06-07/123144 Минфин России разъяснил порядок начисления пени в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В частности, регулятор отметил, что при расчете заказчиком размера пени целесообразно использовать ключевую ставку Центрального Банка России, действующую на дату начисления такой пени.
6. Методические рекомендации по применению отдельных унифицированных форм электронных документов
В своем письме от 29.11.2024 № 02-06-06/120312 Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 61н по результатам рассмотрения вопросов, поступающих в Министерство, возникающих при применении унифицированных электронных первичных учетных документов, подготовило Методические рекомендации по применению:
— акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452),
— акта о списании материальных запасов (ф. 0510460),
— ведомости группового начисления доходов (ф. 0510431),
— решения об оценке стоимости имущества, отчужденного не в пользу организации бюджетной сферы (ф. 0510442).
Методические рекомендации по применению указанных унифицированных форм электронных первичных учетных документов, прилагаемые к ним примеры заполнения и бизнес-процессы размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Деятельность/Бюджет/Учет, отчетность и статистика государственных финансов/ Учет и отчетность о государственных финансах/ Учет государственных финансов/Методический кабинет» или по ссылке https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/gosfin/bu_gs/metodkab?id_57=310165-pismo_minfina_rossii_ot_29.11.2024__02-06-06120312_metodicheskie_rekomendatsii_po_primeneniyu_otdelnykh_unifitsirovannykh_form_elektronnykh_dokumentov_utverzhdennykh_prikazom__61n_v_ramkakh_realizatsii_elektronnogo_dokumentooborota)