- Изменение законодательства в сфере закупок:
1.1. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2024 № 895 внесены изменения в постановление Правительства № 616 от 30.04.2020, устанавливающего запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, и в постановление Правительства РФ от 20.09.2017 № 1135, которое относит продукцию к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов.
Так, скорректированы положения Постановления № 616, согласно которым подтверждением включения сведений в реестр российской промышленной продукции является реестровая запись из реестра российской промышленной продукции, размещаемого в государственной информационной системе промышленности.
Кроме того, в Правилах отнесения продукции к товарам, не имеющим российских аналогов (утверждены Постановлением № 1135) уточнены признаки продукции, являющейся схожей, а также критерии отнесения продукции к числу товаров, не имеющих российских аналогов.
Указанные изменения вступили в силу 09.07.2024.
1.2. Разрешение на закупку иностранных промтоваров: утвержден новый порядок выдачи документа.
С 1 июля 2024 года действует новый порядок выдачи разрешения на закупку импортных товаров из перечня с запретом на допуск.
Механизм подачи заявок на выдачу разрешений прежний, но есть и новшества, например:
срок проверки заявки сократили с 7 до 5 рабочих дней. На сравнение параметров товара с отечественными аналогами проверяющим отвели всего 1 рабочий день;
отчитываться о приобретении продукции стало не нужно. Ранее заказчики обязаны были размещать в личном кабинете ГИСП сведения о результатах закупки не позже 10 рабочих дней после заключения контракта.
Разрешение по-прежнему действует в течение 18 месяцев со дня выдачи и распространяется только на 1 закупку.
Приказ Минпромторга России от 24.05.2024 № 2276
1.3. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2024 № 888 внесены корректировки в некоторые нормативные акты по вопросам госзакупок. В частности, поправки коснулись:
— постановления Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, в части внесения уточнения в Правила ведения реестра контрактов, а также в Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС и Правила регистрации участников закупок в ЕИС (например, при включении в реестр контрактов сведений наименование объекта «строительной» закупки с 01.01.2026 нужно будет указывать согласно смете; при формировании в ЕИС проекта контракта цена единицы товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой);
— постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946, в части приостановления до 01.01.2025 действий отдельных положений Правил ведения реестра контрактов (например, это касается заключения контракта с использованием ЕИС в соответствии с ч. 14 ст. 93 Закона №44-ФЗ, размещения в ЕИС соглашения об изменении и расторжении контрактов со сроком не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем их подписания и др.).
Постановление № 888 вступает в силу 09.07.2024 (за исключением отдельных положений, которые вступают в иные сроки).
1.4. При закупках отдельных аккумуляторов национальный режим надо применять иначе.
С 27 июня 2024 года из перечня иностранных товаров с ограничениями допуска исключили свинцовые аккумуляторы для запуска поршневых двигателей с кодом 27.20.21 по ОКПД2. Их добавили в список импортной продукции с запретом на допуск.
Ограничения допуска импортных товаров распространили на свинцовые аккумуляторы с кодом 27.20.22 по ОКПД2.
В приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» позицию 69 (аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей) исключили.
Новшества не применяют при закупках, которые объявили до 27 июня.
Документ: Постановление Правительства РФ от 26.06.2024 № 858.
- Разъяснения ФАС, Минфина России:
2.1. В письме ФАС России от 10.07.2024 N МШ/60841/24 ведомство отмечает, что преимущества по ст. 29 Закона N 44-ФЗ имеют только общероссийские общественные организации инвалидов. На иные общественные организации инвалидов (в т.ч. региональные) преференции не распространяются.
Дело в том, что Закон об общественных объединениях разделяет понятия общероссийского и регионального общественного объединения (в т.ч. общественной организации).
2.2. В письме Минфина России от 10.06.2024 № 24-08-08/53524 ведомство отмечает, что контракт заключают и оплачивают по цене из заявки независимо от системы налогообложения победителя. Закон № 44-ФЗ не допускает корректировать цену для участников на упрощенной системе налогообложения.
2.3. В письме Минфина России от 10.06.2024 № 24-06-06/53522 отмечается, что условия допуска не применяют, если заказчик приобретает работы (услуги), при выполнении которых поставляется продукция. Приказ N 126н распространяется лишь на закупки товара, когда предмет контракта – поставка.
2.4. В письме Минфина России от 18.06.2024 № 24-06-07/56102 отмечается, что если по результатам закупки, осуществленной в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся СМП, требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО к нему не предъявляется.
При этом в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, является СМП или СОНКО, в позиции 6 раздела II Формы отчета учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.
3. Практика ФАС по Закону N 44-ФЗ: на что служба обратила внимание
3.1. Заказчик установил 2 позиции дополнительных требований к участникам закупки.
В извещении о закупке проектных и строительных работ установили доптребования сразу по 2 позициям. Заказчик поступил так, поскольку работы планировали выполнять на объекте из категории особо опасных, технически сложных, уникальных.
Контролеры нашли нарушение: Постановление № 2571 не допускает устанавливать доптребования по 2 позициям при закупках работ на таких объектах.
Постановление ФАС России от 15.05.2024 по делу № 28/04/7.30-1140/2024.
3.2. Формирование крупных закупок.
Заказчик проводил аукцион на поставку средств реабилитации для получателей из 89 регионов. НМЦК составила 5,7 млрд руб., поэтому участники должны были пройти в том числе предквалификационный отбор.
ФАС наказала должностных лиц заказчика: столь крупный лот приводит к увеличению НМЦК, сумм обеспечения заявки и контракта, а также цены договора, которым участники подтверждают квалификацию. Это ограничивает конкуренцию.
Постановление ФАС России от 13.05.2024 по делу № 28/04/7.30-590/2024.
Другой заказчик допустил сходное нарушение при проведении конкурса на ремонт дороги. ФАС напомнила ему о критериях формирования лотов для подобных закупок. Суд с выводами службы согласился.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2024 по делу № А40-54183/24.
3.3. Требование о наличие двух СРО.
Участников закупки работ по проектированию и строительству обязали состоять сразу в двух СРО: проектной и строительной.
Контролеры увидели в этом ограничение конкуренции: исполнитель может привлечь к работе субподрядчиков, которые имеют нужные допуски. Требовать членства в двух СРО от участников не следует.
Постановление ФАС России от 15.05.2024 по делу № 28/04/7.30-1144/2024.
3.4. Неверно оценивали квалификацию.
Заказчик приобретал услуги по эксплуатации информсистемы «Электронный бюджет». Опыт участников оценивали лишь по договорам на сопровождение ГИС в сфере управления общественными финансами.
ФАС сочла порядок оценки необъективным: опыт эксплуатации ГИС в сфере управления общественными финансами не отличается от опыта работы с другими информсистемами госуправления. Условие не дает заказчику дополнительных гарантий качества исполнения контракта.
Суды согласились с контролерами: Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2024 по делу № А40-274076/23, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 по делу N А40-274076/23.
3.5. Незаконно отказывали в допуске
Заказчик проводил конкурс на работы по реконструкции автодороги. Заявку одного из участников отклонили за несоответствие доптребованиям, поскольку в комплекте документов о квалификации не было разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Контролеры не поддержали заказчика: участник подтвердил, что имеет нужный опыт. Он представил среди прочего договор на реконструкцию автодороги IV категории. Для таких работ не требовалось ни разрешение на строительство, ни разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Решение ФАС России от 06.05.2024 по делу № 28/06/105-1162/2024, предписание ФАС России от 06.05.2024 по делу № 28/06/105-1162/2024. Просим Вас учитывать вышеуказанную информацию при осуществлении закупочной деятельности.