Уважаемые заказчики!

С целью обеспечения неукоснительного соблюдения законодательства при осуществлении закупок доводим до сведения заказчиков последние изменения законодательства о контрактной системе.

1. С 01.04.2024 вступили в силу изменения нормативных актов в сфере закупок:

— по результатам проведения конкурентных процедур заказчики обязаны заключать цифровой контракт (Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ);

— постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 890 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)»;

— постановлением Правительства РФ от 30.03.2024 № 399 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления». В частности, расширен перечень случаев, когда подготавливаются акты Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ или муниципальный правовой акт местной администрации об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. 25.03.2024 вступила в силу норма, предусматривающая возможность осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является предоставление права на использование программы для электронной вычислительной машины и (или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» у единственного поставщика в электронной форме с использованием электронной площадки. Изменения затронули ч.12 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Приказом Минстроя России от 30.01.2024 № 55/пр внесены изменения в Методику определения сметной стоимости по закупкам в сфере строительства, ранее утвержденную приказом от 04.08.2020 № 421.

4. Минфином России опубликовано письмо от 18.03.2024 № 24-06-06/24003 с разъяснениями по вопросу определения цены отдельных позиций товаров, работ, услуг при снижении начальной (максимальной) цены контракта.

В письме отмечено, что в случае, если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, то итоговая стоимость каждой позиции может быть пересчитана заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара, рассчитанной при определении начальной (максимальной) цены контракта, при условии, что такая цена позиции была указана в извещении об осуществлении закупки. Полученная итоговая стоимость позиции товара и общая итоговая цена контракта вносится в проект контракта, направляемого победителю.

5. Минфин России в своем письме от 14.03.2024 № 24-06-06/22805 разъяснил как при закупке с условиями допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н применять преимущества для организации инвалидов (ст.29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, предложившим товар иностранного происхождения, в отношении которого применяются условия допуска, предусмотренные Приказом № 126н, контракт заключается по цене, предложенной таким участником, с учетом применения к такой цене положений как статьи 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, так и Приказа № 126н.

6. Минфином России опубликовано письмо от 11.03.2024 № 24-06-06/21161 с разъяснениями как условие об удержании неустоек из оплаты влияет на правила, по которым их списывают.

В силу положений п. 2 ч. 14 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

Учитывая изложенное, в случае, если заказчик включил в контракт данное условие, при нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик обязан применить соответствующие меры ответственности, в том числе в части удержания суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю) по такому контракту.

Кроме того, Заказчик обязан списать неустойку по правилам постановления Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.

При этом Минфином России отмечает, что указанные Правила устанавливают порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.