Обзор изменений в закупочном законодательстве и разъяснения госорганов по закупкам

 1. С 19 июня 2025 года изменены правила предоставления национального режима, а именно:

— уточнен порядок подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации и государств-членов ЕАЭС, включая закупки в рамках государственного оборонного заказа;

— дополнен перечень случаев, при которых защитные меры в виде запретов, ограничений или преимуществ не применяются к ряду закупок товаров для выполнения работ или оказания услуг;

— уточнены требования к описанию объектов закупки, являющихся товарами при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд;

— расширен перечень кодов ОКПД 2 для товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливается запрет и перечень которых предусмотрен приложением № 1 постановления № 1875;

— внесены изменения в положение о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок российских товаров.

Кроме того, постановлением скорректированы требования по указанию информации о стране происхождения товара, регламентированные:

— постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656,

— постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 № 879

2. Минфин России пояснил нюанс применения национального режима, если заказчик использует позицию КТРУ.

Ведомство сообщило, что для применения национального режима не нужно ориентироваться на наименования товара, работы, услуги и код по ОКПД 2 в позиции КТРУ. Заказчику следует использовать их наименования в перечнях с защитными мерами независимо от того, есть ли в позиции каталога код по ОКПД 2 из списков или нет.

Для примера ведомство привело инвалидные коляски (кроме частей и принадлежностей) с кодом 30.92.2 по ОКПД 2 из перечня N 2. При закупке этих товаров ограничение применяют к любым инвалидным коляскам (кроме частей и принадлежностей) независимо от их наименования в позиции каталога и от того, указан в ней или нет код 30.92.2 по ОКПД 2.

Документ: Письмо Минфина России от 26.06.2025 № 24-01-06/62311

3. Минфин России: заявка участника должна содержать информацию и документы по предлагаемому товару. В Законе № 44-ФЗ не предусмотрена возможность подать альтернативные предложения, поэтому информация о товаре, в т.ч. номер записи из реестра российской промпродукции, не может быть вариативной.

Документ: Письмо Минфина России от 22.05.2025 № 24-06-09/50188

4. ФАС России согласилась с Минпромторгом РФ в том, что:

— в рамках применения подпункта «а» пункта 3 постановления № 1875 заказчик учитывает как установленные примечаниями к приложению к постановлению № 719 показатели локализации, так и значения совокупного количества баллов, установленные в целях осуществления закупок в рамках Законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ;

— актуальность реестровых записей должна быть обеспечена как на этапе подачи заявки, так и в момент заключения и исполнения контракта (договора).

Документ: Письмо ФАС России от 03.06.2025 № 28/51603/25, Письмо Минпромторга России от 15.05.2025 № 53728/12

5. Минстрой России разъяснил порядок внесения изменений в проектную документацию в связи с включением в нее ранее не предусмотренных видов работ и (или) затрат в связи с корректировкой видов и объемов необходимых работ, а также в случае замены материалов и (или) оборудования. Цена ранее не предусмотренных работ, а также замененных материалов и оборудования на аналоги без изменения их объема определяется в уровне цен, в котором была составлена и утверждена сметная документация. При этом отмечено, что цена определяется с учетом индексов прогнозной инфляции, действующих на дату утверждения проектной документации, определяемых от уровня цен, в котором была составлена и утверждена документация, с учетом сроков реализации контракта (Кинф.) и коэффициента снижения НМЦК, определенного по результатам закупочных процедур (Ктенд.).

Документ: Письмо Минстроя РФ от 06.06.2025 №16044-ОГ/09.

6. Утверждены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, подготовленной в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства. Также постановление вносит изменения в Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2017 г. № 878.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.06.2025 № 874.

7. Утвержден перечень стандартов, не применяемых с 01.09.2025 при осуществлении закупок.Приказом Минпромторга России утвержден перечень стандартов, не предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», применение которых с 01.09.2025 не допускается при осуществлении:

— закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

— закупок товаров, работ, услуг организациями с участием государства.

Кроме этого, использование ссылок на такие стандарты не допускается в нормативных правовых актах, конструкторской, проектной и иной технической документации.

Документ: Приказ Минпромторга России от 30.04.2025 № 2119

8. Заказчиков переведут на преимущественную закупку электромобилей и транспорта на газомоторном топливе. Приобретать бензиновые и дизельные модели позволят лишь в особых случаях, например если в зоне эксплуатации нет газозаправочной или зарядной инфраструктуры.

Предельные цены на транспорт из обязательного перечня можно будет изменить не более чем на значение индекса потребительских цен Росстата для нового отечественного легкового автомобиля за период действия предельных цен. Это разрешат сделать при составлении ведомственных перечней ТРУ.

Документ: Постановление Правительства РФ от 12 июня 2025 № 889

9.Материалы совещания антимонопольных органов по вопросам национального режима в госзакупках 25 июня 2025 года: https://t.me/allzakupki/12739

  1. Практика ФАС по Закону № 44-ФЗ: какие ошибки отметила служба

1. Заказчики неверно формировали лот, когда объединяли в одну закупку работы на объектах, между которыми нет связи.

По условиям закупки с доптребованиями подрядчику следовало одновременно провести капремонт 5 зданий. Из них здания № 1 — 4 располагались на одном земельном участке, а здание № 5 – на другом. В извещении разместили 5 разных проектных документаций и столько же заключений госэкспертиз. Контролеры решили, что заказчик ограничил конкуренцию. Между зданиями № 1 — 4 и зданием № 5 нет технической и функциональной взаимосвязи. Объединение работ в один лот увеличило их объем, суммы обеспечения заявки, исполнения контракта, цену договора для оценки опыта.

Документ: Постановление ФАС России от 22.05.2025 по делу № 28/04/7.30-2791/2025

2. Безосновательное отклонение заявки.

Заявку участника закупки с доптребованиями на строительство школы отклонили: сумма актов выполненных работ была ниже цены подтверждающего опыт контракта.

Контролеры не согласились с отклонением: в числе прочих подтверждающих опыт документов участник представил акт приемки объекта капстроительства. Стоимость работ в нем совпадала с ценой контракта. Ее было достаточно, чтобы подтвердить опыт.

Суд поддержал решение контролеров.

Документ: Решение ФАС России от 03.02.2025 по делу № 28/06/105-1437/2025

3. Код ОКПД 2 не является критерием сопоставимости опыта для оценки заявок при госзакупках.

Участник закупки услуг по организации и проведению экскурсий пожаловался на неверную оценку его квалификации. Заказчик не начислил баллы за ряд договоров на сходные услуги, поскольку их код ОКПД 2 отличался от кода в извещении.

УФАС признало жалобу обоснованной. Код ОКПД 2  не является критерием сопоставимости опыта для оценки заявок. Классификатор содержит разные коды, которые по содержанию могут соответствовать объекту закупки.

Документ: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 21.04.2025 по делу № 44-880/25

4. За установление в извещении об осуществлении закупки противоречивой информации об объекте закупки и порядке выполнения работ предусмотрена административная ответственность.

Документ: Постановление ФАС России от 03.04.2025 по делу N 28/04/7.30-2247/2025)

  • ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ЗАКУПОЧНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

1. Верховный суд РФ разъяснил, что письмо Минфина от 13.03.2025 № 24-03-09/24756 об указании участниками закупок одной страны происхождения товара не устанавливает правил, отличных от требований разъясняемых им нормативных положений. ВС РФ согласился с ведомством в том, что наименование страны товара – существенное условие контракта. При наличии в заявке нескольких стран это условие считают несогласованным, а сделку незаключенной.

Документ: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2025 по делу № АКПИ25-158

2. Кассация посчитала, что заказчик необоснованно ограничил предмет договора для оценки опыта.

Заказчик закупал комнатные кресла-коляски с ручным приводом. Для оценки опыта он принимал договоры на поставку только данного товара.

Контролеры решили, что порядок оценки ограничивает конкуренцию и не дает заказчику дополнительных гарантий при исполнении контракта. По их мнению, опыт поставки комнатных кресел-колясок с ручным приводом аналогичен опыту поставки прогулочных кресел-колясок с ручным приводом, кресел-колясок с электроприводом.

Три инстанции согласились с контролерами и отметили:

— спорный порядок оценки предоставляет необоснованное преимущество участнику с узконаправленным опытом по сравнению с участником с опытом поставок других типов кресел-колясок;

— заказчик не подтвердил ни то, что порядок оценки помогает выявить более квалифицированного контрагента, ни то, что опыт поставки иных кресел-колясок нельзя сопоставить с предметом контракта.

К сходным выводам приходил 3-й ААС.

3. В закупке услуг по строительному контролю за капремонтом дороги надо применять доптребования.

Заказчик приобретал услуги строительного контроля за капремонтом дороги и установил доптребования по позиции 17. Контролеры решили, что оснований применять их не было: в этой позиции перечислены лишь работы по строительству, реконструкции, капремонту дороги. Объект закупки в ней не упомянут.

Первая и апелляционная инстанции  не согласились с контролерами: по классификации работ по ремонту (в т.ч. капитальному) и содержанию дорог, которую утвердил Минтранс, строительный контроль входит в работы по капремонту. Заказчик верно установил доптребования.

Документ: Постановление 15-го ААС от 16.06.2025 по делу № А32-50425/2024

Уважаемые Заказчики, просим использовать вышеуказанную информацию в закупочной деятельности.

Дополнительно напоминаем, что с 01.02.2024 введен в действие ГОСТ Р 71198-2023 «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса» при проведении открытых конкурсов в электронной форме в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки – наличие у участников закупки деловой репутации.

Ознакомиться с ЭКГ-рейтингом возможно по ссылке: https://экг-рейтинг.рф/.