Изменение действующего законодательства в сфере закупок

Уважаемые заказчики!

Просим обратить внимание на изменение действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

1. Постановлением Правительства РФ от 06.11.2024 № 1491 утверждены общие требования к порядку использования муниципальными образованиями экономии, образовавшейся по результатам заключения муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации.

Акт вступает в силу с 01.01.2025.

2. На основании приказа Минфина России от 08.10.2024 № 149н с 01.01.2025 приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утрачивает силу.

Также следует обратить внимание, что с 01.01.2025 вступают в силу некоторые положения Федерального закона от 08.08.2024 № 318, которыми предусмотрено применения преференций в отношении товаров отечественного производства.

Скорректированный порядок применения нацрежима необходимо будет учитывать при проведении закупок с 01.01.2025.

3. Приказом Минтранса России от 05.11.2024 № 390 внесены изменения в приказ Минтранса России от 20.10.2021 № 351, регулирующий Порядок определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

Так, в новой редакции приказа указана форма расчета НМЦК в случае, если по условиям закупки плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику. Также изменены расчеты максимальной себестоимости 1 км пробега автобусов.

Изменения вступили в силу 14.12.2024.

4. С 01.02.2025 взамен ГОСТ Р 12.4.187-97 «Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная кожаная для защиты от общих производственных загрязнений. Общие технические условия» вводится в действие ГОСТ Р 12.4.187-2024 «Система стандартов безопасности труда. Обувь специальная для защиты от общих производственных загрязнений».

Так, новый стандарт содержит классификацию, основные показатели и характеристики, требования к материалам, маркировке, упаковке, условиям хранения, а также указания по эксплуатации и гарантия изготовителя специальной обуви для защиты ног работающих. При этом данный стандарт не распространяется на обувь из резины и полимерных материалов.

Указанными требованиями стандарта с 01.02.2025 необходимо будет руководствоваться заказчикам, осуществляющим закупки товаров, поименованных в ГОСТе.

5. Минпромторг России обновил актуальный перечень легковых автомобилей, использование которых является приоритетным в целях закупок для государственных и муниципальных служащих.

Для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими рекомендована закупка автомобилей 14 брендов (более 40 моделей).

С актуальным списком легковых автомобилей для целей закупок можно ознакомиться на сайте Минпромторга России по ссылке https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/a8b66b7d-a014-45f1-afd0-84d34a02b047

6. Минфин России 05.12.2024 обновил перечень банков, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявки или исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Так, из перечня банков исключен АО КБ «Модульбанк». В актуальном списке сейчас 209 банковских организаций.

Разъяснения (письма) ФАС, Минфин России.

1. В письме от 26.09.2024 № 24-08-07/92762 Министерство финансов Российской Федерации пояснило следующее.

Частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с данной статьей цену единицы товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.

В силу положений пункта 1.1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ допускается снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

Для контрактов, по которым оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, возможность уменьшения цены единицы товара, работы, услуги пунктом 1.1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.

2. В письме от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 Министерство финансов Российской Федерации пояснило, на что заказчику следует обращать внимание при смене исполнителя по контракту в случае его реорганизации.

Так, в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что новый поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям, установленным к участникам закупки, то заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Исключением является требование, предусмотренное в ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, в случае, если оно установлено в извещении об осуществлении закупки.

3. ФАС России в своем письме от 16.10.2024 № 28/93561/24 разъяснила вопросы, возникающие при рассмотрении заявок участников на предмет их соответствия ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

В частности, контрольный орган отметил, что подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, являются исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или договор, заключенный в соответствии Законом № 223-ФЗ, содержащий акт, позволяющий надлежащим образом установить цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

4. В письме от 29.11.2024 № 02-06-06/120312 Министерство финансов Российской Федерации сообщило о подготовке методических рекомендаций по применению отдельных унифицированных форм электронных документов, утвержденных приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61.

В частности, речь идет о следующих документах:

— акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);

— акт о списании материальных запасов (ф. 0510460);

— ведомость группового начисления доходов (ф. 0510431);

— решение об оценке стоимости имущества, отчужденного не в пользу организации бюджетной сферы (ф. 0510442).

Вышеуказанные методические рекомендации размещены на официальном сайте Минфина России по ссылке (https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/gosfin/bu_gs/metodkab/#metodicheskii_kabinet).

Просим учитывать вышеуказанную информацию при осуществлении вашей закупочной деятельности.