Изменение действующего законодательства в сфере закупок

Уважаемые заказчики!

Просим обратить внимание на изменение действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
1. Федеральным законом № 318-ФЗ от 08.08.2024 внесены поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), ключевые изменения:

        1.1. Статья 14 Закона 44-ФЗ (национальный режим при осуществлении закупок):
Так, если Правительство РФ:
— установит запрет на закупку иностранного товара, то такой запрет нужно будет применять и при закупках с единственным поставщиком;
— установит ограничения закупок иностранного товара, то будут использовать механизм «второй лишний». Сейчас в ряде случаев действует механизм «третий лишний»;
— установит преимущество для отечественного товара, то при присвоении порядкового номера заявке с полностью отечественной продукцией ценовое предложение участника станут снижать на 15%, в т.ч. при проведении электронного аукциона. Контракт же с таким участником в случае его победы будет заключен по предложенной им цене.
Поправки вступят в силу с 1 января 2025 года.
        1.2. Отчет о закупках российских товаров.
Отчитаться в ЕИС об объеме закупок отечественных товаров нужно будет до 1 февраля года, следующего за отчетным. Отчет будет формироваться путем обработки содержащейся в единой информационной системе информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также путем формирования заказчиком информации об объеме закупок, информация о которых не подлежит в соответствии с Законом № 44-ФЗ размещению в единой информационной системе. Правительство РФ среди прочего определит требования к форме и содержанию отчета, порядок его формирования, а также размещения в системе и на официальном сайте.
Поправки вступят в силу с 1 января 2025 года.
        1.3. Пункт 6 статьи 94 Закона 44-ФЗ:
По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек. Приемочная комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании приемочной комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Полномочия члена приемочной комиссии не могут быть переданы другому лицу.
Поправки вступили в силу с 19 августа 2024 года.
        1.4. Обязанность заключения соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием единой информационной системы переносится на 01 апреля 2025 года.

        2. Разъяснения (письма) ФАС, Минпромторга России.

      2.1. В письме ФАС России от 23.07.2024 № ПИ/65002/24 ведомство разъяснило, что у заказчика отсутствует возможность заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон. Такую же позицию высказало Министерство финансов России в письме от 03.03.2023 № 24-06-06/17938.
      2.2. В письме ФАС России от 25.07.2024 № ПИ/66040/24 ведомство разъяснило порядок применения постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878. В частности, было указано на необходимость применения ограничения допуска для иностранной радиоэлектронной продукции в случае закупки товаров с детализированным кодом ОКПД2 по отношению к коду, содержащемуся в перечне к Постановлению № 878.
Также контрольный орган отметил, что товары, не содержащие в своем составе радиоэлектронные компоненты, не попадают под действие Постановления № 878, поскольку не относятся к радиоэлектронной продукции.
      2.3. Минпромторг России в письме от 03.07.2024 № КА-69129/20 привел актуальный перечень легковых автомобилей с российским идентификационным номером транспортного средства (VIN), использование которых является приоритетным в целях закупок для государственных и муниципальных служащих. Перечень будет дополняться по мере выхода на рынок новых моделей отечественного производства в рамках специальных инвестиционных контрактов.
      2.4. Обращаем внимание заказчиков на необходимость при описании объекта закупки руководствоваться наличием как минимум двух производителей товара, удовлетворяющих требований заказчика. На это указывает сложившаяся практика антимонопольных органов, в том числе и УФАС России по Рязанской области. Решения УФАС России по Рязанской области: № 062/06/106-103/2024 от 20.03.2024 (извещение № 0859200001124001283), № 062/06/106-196/2024 от 18.04.2024 (извещение № 0859200001124002967), № 062/06/106-302/2024 от 21.05.2024 (извещение № 0859200001124004509),
Просим использовать вышеуказанную информацию в закупочной деятельности.