Уважаемые заказчики!
Просим обратить внимание на изменение действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
Изменения, касающиеся национального режима
С 1 января 2025 г. вступили в силу положения Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ (далее — Закон № 318-ФЗ), реформирующие национальный режим в сфере закупок. С этой даты применяются в новой редакции ст. 14 Закона № 44-ФЗ, а также все остальные нормы, касающиеся актов импортозамещения.
1. Согласно ст. 14 Закона № 44-ФЗ правительство Российской Федерации вправе принимать меры, устанавливающие:
а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
В постановлении Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление) установлены:
— перечень товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, попадающие под запрет (Приложение № 1 к Постановлению);
— перечень товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, попадающие под ограничение (Приложение № 2 к Постановлению);
— условия предоставления преимущества в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
— информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара;
— случаи, при наступлении которых, заказчики могут не устанавливать запрет или ограничение на закупку товаров, работ, услуг;
— особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги в отношении которых установлен запрет или ограничение. Так, в большинстве случаев, при установления запрета и ограничения в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении работы, оказании услуги) при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) нужно направить запрос о предоставлении ценовой информации субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП. Если в ГИСП менее 3 субъектов, нужно также направить запросы поставщикам, осуществляющих поставку идентичных или однородных товаров, информация о которых есть в реестре контрактов.
Кроме того, законодательно закреплено, что:
— подпадающие под запрет иностранные ТРУ не могут быть предметом в т. ч. закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
— при исполнении контракта на поставку товара, подпадающего под запрет или ограничение, не допускается замена такого товара на иностранный;
— при закупке товаров, в отношении которых устанавливаются запрет, ограничение или преимущество, заказчики обязаны указывать в описании объекта закупки характеристики товара российского происхождения.
Ограничения закупки иностранных товаров с 1 января 2025 г. срабатывают исключительно по принципу «второй лишний», т. е. заявки с предложениями иностранных ТРУ будут отклоняться по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ при наличии хотя бы одного российского или евразийского предложения, полностью соответствующего требованиям извещения о закупке.
Вместо «условий допуска иностранных товаров к участию в закупках», которые были утверждены утратившим силу с 1 января 2025 г. приказом Минфина России от 04.05.2018 № 126н (далее — Приказ № 126н), с 1 января 2025 г. Правительство РФ вправе устанавливать «преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т. ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами». Как следует из абз. 4 п. 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, пока что такое право реализовано Правительством РФ исключительно в отношении российских товаров, но не работ или услуг. Преимущество устанавливается при закупке всех видов товаров, в отношении которых не применен запрет или ограничение.
Преимущество в отношении российских товаров значительно отличается от ранее действовавших условий допуска иностранных товаров (см. табл. 1).
Таблица 1
Преимущество в отношении российских товаров и условия допуска иностранных товаров: ключевые отличия
Параметр | Условия допуска | Преимущество |
Размер преимущества | 15%-ное преимущество для товаров из приложения № 1, 20%-ное преимущество для товаров из приложения № 2 Приказа № 126н | 15%-ное преимущество для любых российских товаров |
Принцип применения | При проведении конкурса и запроса котировок ценовое предложение участников, предложивших российские товары, снижалось на 15 (20) % для целей сопоставления заявок с предложениями о поставке иностранных товаров. При проведении электронного аукциона победитель, предложивший к поставке иностранные товары, получал контракт с ценой, сниженной на 15 или 20 %, если кто-то из других участников заявлял к поставке российские или евразийские товары | Единый принцип применения: независимо от вида электронной процедуры, при присвоении порядкового номера заявке с предложением о поставке товара только российского происхождения ценовое предложение такого участника будет снижаться на 15 % (если в результате этого победителем электронной процедуры станет участник, предложивший к поставке российский товар, контракт будет заключен с ним без учета снижения ценового предложения) |
Предоставление преимущества в отношении товаров, поставляемых при выполнении работ и оказании услуг | Не предусматривалось | Предусматривается |
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | Только конкурс, аукцион и запрос котировок (но не закупка у ед.поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) | Любые конкурентные процедуры (в т. ч. закрытые конкурсы и аукционы), а также закупка у ед.поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ |
2. С 01.01.2025 признана утратившей силу ст. 30.1 Закона № 44-ФЗ. Это значит, что минимальная обязательная доля закупок российских товаров при осуществлении закупок с ограничениями допуска иностранных ТРУ более не предусматривается. Вместе с тем обязанность отчитываться о закупках российских товаров распространяется на весь объем осуществляемых заказчиком закупок ТРУ: независимо от способа закупки, от того, применялись ли при ее осуществлении запрет, ограничение или преимущество, и даже от размещения сведений об осуществленных закупках в реестре контрактов в ЕИС.
Заказчики должны будут размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских ТРУ по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом. Отчет будет формироваться путем обработки информации, содержащейся в ЕИС, включенной в реестр контрактов, а также путем указания заказчиком информации об объеме закупок, сведения о которых в ЕИС не размещаются. При этом за 2024 год нужно будет отчитаться о достижении минимальной обязательной доли закупок российских товаров по ранее действовавшим правилам.
Изменения, касающиеся закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. С 01.01.2025 вступила в силу ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Эта норма наделяет заказчиков правом заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием ЕИС во всех случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок по п. 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для которых такая возможность появится только с 01.07.2026.
При этом уже с 01.04.2025 заказчики будут обязаны заключать с использованием ЕИС контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных п. 2, 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Заключение контракта с использованием ЕИС осуществляется в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При включении в реестр контрактов информации о контракте с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенном в указанном порядке, а также при исполнении такого контракта будут применяться положения Закона № 44-ФЗ о контрактах, заключаемых по результатам электронных процедур (в т. ч. в части электронного актирования).
В отношении контрактов, заключаемых по п. 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе осуществлять формирование содержащихся в проекте контракта информации и документов без использования единой информационной системы, за исключением формирования цены контракта и идентификационного кода закупки.
2. С 01.01.2025 действие п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (т. е. право сторон изменять по своему соглашению любые существенные условия контракта без каких-либо ограничений, накладываемых Законом № 44-ФЗ) распространяется на п. 3, 21, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в дополнение к прежним п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51).
3. Обновленный порядок заключения контракта по итогам «безрезультатной» закупки.
В п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по итогам «безрезультатной» закупки.
Случаи, когда открытую электронную процедуру можно назвать «безрезультатной», перечислены в п. 3–6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ (не поступило ни одной заявки, все заявки были отклонены, все участники уклонились от заключения контракта или же заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником, чья заявка была признана соответствующей). Для закрытых электронных процедур этот перечень также является базовым, с прибавлением к нему двух специфических случаев, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ (если по окончании срока для подачи запросов о предоставлении документации о закупке не поступило ни одного запроса или если всем, кто направлял такие запросы, было решено отказать в предоставлении документации).
С 1 января до 30 июня 2025 г. включительно контракт с участником закупки может в указанных случаях заключаться без использования ЕИС и электронной площадки.
При этом в течение 2025 г. заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ:
1) не будут применяться положения ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ о признании участника закупки, не подписавшего поступивший от заказчика проект контракта, уклонившимся от заключения контракта;
2) при заключении контракта не ограничивается количество протоколов разногласий, которые могут быть сформированы, подписаны и размещены в ЕИС (в таких протоколах указываются положения проекта контракта, в отношении которых возникли разногласия);
3) сторонам заключаемого контракта предоставляется право на отказ от его заключения (при этом заказчику в случае такого отказа нужно будет указать информацию об основании для отказа).
Продление действий ряда антикризисных норм
В табл. 2 перечислены части ст. 112 Закона № 44-ФЗ, действие которых продлили на 2025 год.
Таблица 2
Номер части | Краткое содержание нормы |
56 | До 1 января 2026 г. предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и/или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства |
63.1 | До 1 января 2026 г. в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования. |
65.1 | Изменение любых существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2026 г., если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (изменение допускается при соблюдении ряда установленных законом требований) |
65.2 | До 31 декабря 2025 г. по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов |
Иные изменения, вступившие в силу с 1 января 2025 г.
1. При определении доли закупок, подлежащих осуществлению у СМП, СОНКО, не нужно будет брать в расчет совокупного годового объема закупок закупки, осуществляемые в случаях, установленных Правительством РФ.
2. Расширили перечень случаев, когда содержание контракта может определяться без учета положений ч. 4–9, 11–13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (т. е. «упрощенная форма контракта»). К тем случаям, которые были перечислены в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ранее, добавили ряд новых оснований для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а именно закупки по п. 9, 22, 33, 37 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
3. В ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ фраза «контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок» заменена формулировкой, согласно которой «контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса».
4. Вступили в силу изменения, связанные с обновленным определением в ст. 15 Закона № 44-ФЗ круга заказчиков, применяющих при осуществлении закупок отдельные положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Обязанность руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ, регулирующих отношения, указанные в п. 2–6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, возложили также на акционерные общества, 100 % акций которых принадлежит субъекту РФ, при осуществлении закупок для целей исполнения контрактов, заключенных на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Просим учитывать вышеуказанную информацию при осуществлении вашей закупочной деятельности.