Изменение действующего законодательства в сфере закупок

Уважаемые заказчики!

Просим обратить внимание на изменение действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

Изменения, касающиеся национального режима

С 1 января 2025 г. вступили в силу положения Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ (далее — Закон № 318-ФЗ), реформирующие национальный режим в сфере закупок. С этой даты применяются в новой редакции ст. 14 Закона № 44-ФЗ, а также все остальные нормы, касающиеся актов импортозамещения.

1. Согласно ст. 14 Закона № 44-ФЗ правительство Российской Федерации вправе принимать меры, устанавливающие:

а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.

В постановлении Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление) установлены:

— перечень товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, попадающие под запрет (Приложение № 1 к Постановлению);

— перечень товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, попадающие под ограничение (Приложение № 2 к Постановлению);

— условия предоставления преимущества в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

— информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара;

— случаи, при наступлении которых, заказчики могут не устанавливать запрет или ограничение на закупку товаров, работ, услуг;

— особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги в отношении которых установлен запрет или ограничение. Так, в большинстве случаев, при установления запрета и ограничения в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении работы, оказании услуги) при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) нужно направить запрос о предоставлении ценовой информации субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП. Если в ГИСП менее 3 субъектов, нужно также направить запросы поставщикам, осуществляющих поставку идентичных или однородных товаров, информация о которых есть в реестре контрактов.

Кроме того, законодательно закреплено, что:

— подпадающие под запрет иностранные ТРУ не могут быть предметом в т. ч. закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

— при исполнении контракта на поставку товара, подпадающего под запрет или ограничение, не допускается замена такого товара на иностранный;

— при закупке товаров, в отношении которых устанавливаются запрет, ограничение или преимущество, заказчики обязаны указывать в описании объекта закупки характеристики товара российского происхождения.

Ограничения закупки иностранных товаров с 1 января 2025 г. срабатывают исключительно по принципу «второй лишний», т. е. заявки с предложениями иностранных ТРУ будут отклоняться по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ при наличии хотя бы одного российского или евразийского предложения, полностью соответствующего требованиям извещения о закупке.

Вместо «условий допуска иностранных товаров к участию в закупках», которые были утверждены утратившим силу с 1 января 2025 г. приказом Минфина России от 04.05.2018 № 126н (далее — Приказ № 126н), с 1 января 2025 г. Правительство РФ вправе устанавливать «преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т. ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами». Как следует из абз. 4 п. 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, пока что такое право реализовано Правительством РФ исключительно в отношении российских товаров, но не работ или услуг. Преимущество устанавливается при закупке всех видов товаров, в отношении которых не применен запрет или ограничение.

Преимущество в отношении российских товаров значительно отличается от ранее действовавших условий допуска иностранных товаров (см. табл. 1).

Таблица 1

Преимущество в отношении российских товаров и условия допуска иностранных товаров: ключевые отличия

ПараметрУсловия допускаПреимущество
Размер преимущества15%-ное преимущество для товаров из приложения № 1, 20%-ное преимущество для товаров из приложения № 2 Приказа № 126н15%-ное преимущество для любых российских товаров
Принцип примененияПри проведении конкурса и запроса котировок ценовое предложение участников, предложивших российские товары, снижалось на 15 (20) % для целей сопоставления заявок с предложениями о поставке иностранных товаров. При проведении электронного аукциона победитель, предложивший к поставке иностранные товары, получал контракт с ценой, сниженной на 15 или 20 %, если кто-то из других участников заявлял к поставке российские или евразийские товарыЕдиный принцип применения: независимо от вида электронной процедуры, при присвоении порядкового номера заявке с предложением о поставке товара только российского происхождения ценовое предложение такого участника будет снижаться на 15 % (если в результате этого победителем электронной процедуры станет участник, предложивший к поставке российский товар, контракт будет заключен с ним без учета снижения ценового предложения)
Предоставление преимущества в отношении товаров, поставляемых при выполнении работ и оказании услугНе предусматривалосьПредусматривается
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)Только конкурс, аукцион и запрос котировок (но не закупка у ед.поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)Любые конкурентные процедуры (в т. ч. закрытые конкурсы и аукционы), а также закупка у ед.поставщика по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

2. С 01.01.2025 признана утратившей силу ст. 30.1 Закона № 44-ФЗ. Это значит, что минимальная обязательная доля закупок российских товаров при осуществлении закупок с ограничениями допуска иностранных ТРУ более не предусматривается. Вместе с тем обязанность отчитываться о закупках российских товаров распространяется на весь объем осуществляемых заказчиком закупок ТРУ: независимо от способа закупки, от того, применялись ли при ее осуществлении запрет, ограничение или преимущество, и даже от размещения сведений об осуществленных закупках в реестре контрактов в ЕИС.

Заказчики должны будут размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских ТРУ по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом. Отчет будет формироваться путем обработки информации, содержащейся в ЕИС, включенной в реестр контрактов, а также путем указания заказчиком информации об объеме закупок, сведения о которых в ЕИС не размещаются. При этом за 2024 год нужно будет отчитаться о достижении минимальной обязательной доли закупок российских товаров по ранее действовавшим правилам.

Изменения, касающиеся закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

1. С 01.01.2025 вступила в силу ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Эта норма наделяет заказчиков правом заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием ЕИС во всех случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок по п. 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для которых такая возможность появится только с 01.07.2026.

При этом уже с 01.04.2025 заказчики будут обязаны заключать с использованием ЕИС контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных п. 2, 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Заключение контракта с использованием ЕИС осуществляется в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При включении в реестр контрактов информации о контракте с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенном в указанном порядке, а также при исполнении такого контракта будут применяться положения Закона № 44-ФЗ о контрактах, заключаемых по результатам электронных процедур (в т. ч. в части электронного актирования).

В отношении контрактов, заключаемых по п. 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе осуществлять формирование содержащихся в проекте контракта информации и документов без использования единой информационной системы, за исключением формирования цены контракта и идентификационного кода закупки.

2. С 01.01.2025 действие п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (т. е. право сторон изменять по своему соглашению любые существенные условия контракта без каких-либо ограничений, накладываемых Законом № 44-ФЗ) распространяется на п. 3, 21, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в дополнение к прежним п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51).

3. Обновленный порядок заключения контракта по итогам «безрезультатной» закупки.

В п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по итогам «безрезультатной» закупки.

Случаи, когда открытую электронную процедуру можно назвать «безрезультатной», перечислены в п. 3–6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ (не поступило ни одной заявки, все заявки были отклонены, все участники уклонились от заключения контракта или же заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником, чья заявка была признана соответствующей). Для закрытых электронных процедур этот перечень также является базовым, с прибавлением к нему двух специфических случаев, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ (если по окончании срока для подачи запросов о предоставлении документации о закупке не поступило ни одного запроса или если всем, кто направлял такие запросы, было решено отказать в предоставлении документации).

С 1 января до 30 июня 2025 г. включительно контракт с участником закупки может в указанных случаях заключаться без использования ЕИС и электронной площадки.

При этом в течение 2025 г. заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ:

1) не будут применяться положения ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ о признании участника закупки, не подписавшего поступивший от заказчика проект контракта, уклонившимся от заключения контракта;

2) при заключении контракта не ограничивается количество протоколов разногласий, которые могут быть сформированы, подписаны и размещены в ЕИС (в таких протоколах указываются положения проекта контракта, в отношении которых возникли разногласия);

3) сторонам заключаемого контракта предоставляется право на отказ от его заключения (при этом заказчику в случае такого отказа нужно будет указать информацию об основании для отказа).

Продление действий ряда антикризисных норм

В табл. 2 перечислены части ст. 112 Закона № 44-ФЗ, действие которых продлили на 2025 год.

Таблица 2

Номер частиКраткое содержание нормы
56До 1 января 2026 г. предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и/или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства
63.1До 1 января 2026 г. в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
65.1Изменение любых существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2026 г., если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (изменение допускается при соблюдении ряда установленных законом требований)
65.2До 31 декабря 2025 г. по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов

Иные изменения, вступившие в силу с 1 января 2025 г.

1. При определении доли закупок, подлежащих осуществлению у СМП, СОНКО, не нужно будет брать в расчет совокупного годового объема закупок закупки, осуществляемые в случаях, установленных Правительством РФ.

2. Расширили перечень случаев, когда содержание контракта может определяться без учета положений ч. 4–9, 11–13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (т. е. «упрощенная форма контракта»). К тем случаям, которые были перечислены в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ранее, добавили ряд новых оснований для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а именно закупки по п. 9, 22, 33, 37 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

3. В ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ фраза «контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок» заменена формулировкой, согласно которой «контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса».

4. Вступили в силу изменения, связанные с обновленным определением в ст. 15 Закона № 44-ФЗ круга заказчиков, применяющих при осуществлении закупок отдельные положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Обязанность руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ, регулирующих отношения, указанные в п. 2–6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, возложили также на акционерные общества, 100 % акций которых принадлежит субъекту РФ, при осуществлении закупок для целей исполнения контрактов, заключенных на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Просим учитывать вышеуказанную информацию при осуществлении вашей закупочной деятельности.